Важно!
Поскольку порядок в дорожном строительстве нужен в разных зонах передвижения, определяет несколько направлений применения бордюрного бортового камня:
Для обустройства проезжей части и пешеходных дорожек;
Для декоративного оформления зеленой зоны;
Для монтажа садовых тропинок.
Каждый завод-изготовитель бетонных элементов запускает производственную линию, обеспечивающую нужным материалом потребителя. Разновидности бордюров определяет ГОСТ 6665-91:
Магистральный бордюрный камень имеет сверхпрочную основу, благодаря армированию бетонной смеси;
Бордюрный камень дорожный БР предназначен для четкого разграничения проезжей и пешеходной части дороги; прочность изделий обеспечивает защиту от наезда колесами автомобиля на покрытие тротуаров;
Пешеходный бордюрный камень рассчитан на размещение вдоль тротуарных дорожек, по качеству и прочности не уступает дорожному варианту;
Бетонный поребрик для садовых дорожек делают намного тоньше, поскольку нагрузка на поверхность в таком месте небольшая; используют такой бордюрный камень для отмостки;
Декоративные бордюрные элементы идеально подходят для ландшафтного дизайна, выделяя клумбы, газоны и зону насаждений;
Водосточные бордюры имеют желобок, позволяющий соорудить водосточную систему.
Размеры, вес и технические показатели влияют на стоимость бетонных элементов. Размерный ряд указан в маркировке каждого изделия. Наиболее популярной считается длина бордюрного камня 1 м, вес которого зависит от высоты и толщины (от 40 до 120 кг). Для садовых дорожек выпускают самые маленькие элементы длиной 0,5 - 0,8 м, высотой 8-15 см, а шириной 20-30 см. Обустройство дорожного полотна на крупных магистралях требует установки большого бордюрного камня. Стандартные размеры магистрального камня 1000х300х180 мм, высота меняется в диапазоне 18 – 20 см, а ширина бывает 45 и 60 см. Вес крупных камней достигает 800 кг, поэтому для их монтажа привлекают специальную технику и оборудование.
Проверенным способом изготовления стандартных бордюрных камней (БР) стало полусухое вибропрессование:
Смесь цемента (М400, М500) и речного песка смешивают с небольшим количеством воды;
Полусухую смесь размещают в специальных матрицах, соответствующих размеров;
На вибростоле проводят быстрое вибропрессование;
Смесь уплотняют в матрицах с помощью пуансона;
На первый этап сушки изделия оставляют в матрицах;
Потом бетонные элементы извлекают и отправляют на дальнейшую сушку на специальных поддонах.
Купить бордюрный камень можно только после 2-ух недельной выстойки на складе предприятия. Партия товара обязательно маркируется и сопровождается необходимой документацией.
Планируя укладку проезжей части, тротуаров и пешеходной зоны на участке, надо учитывать, какое количество бордюрных камней понадобится. Первым показателем станет длина изделия, а потом уже другие технические данные.
Чтобы подготовить технику для укладки больших бордюров, учитывают, сколько весит бордюрный камень. Обычные садовые поребрики и дорожные бетонные камни выкладывают вручную, благодаря их допустимому весу до 100 кг.
Размещают бордюры в строгой последовательности:
По утвержденному плану выставляют разметку (деревянные колышки и веревки).
Зачищают от земли котлован для дорожного полотна или дорожки.
По бокам выкапывают траншеи, позволяющие установить бордюр определенных размеров. Бетонный бордюр должен выступать над уровнем земле минимум 5 см.
На уплотненный трамбовкой грунт засыпают слой песка (5-7 см), утрамбовывают.
Устанавливают бордюрный камень (БР) на бетонную основу (цемент и песок в соотношении 1:3 плюс вода).
Проверяют уровнем угол наклона и оставляют для укрепления на сутки.